Для любителей исторического туризма: Винев

Венев - это небольшой город в Тульской области, в 163 км от Москвы.


Для туриста он будет интересен по нескольким причинам:

  1. Неплохо сохранившаяся застройка старого города, представленная в основном купеческими и дворянскими особняками.
  2. Разрушенная колокольня Никольского собора высотой в 75 метров.
  3. Симпатичный краеведческий музей в здании конца XVII в.

Сразу оговорюсь, что подробно писать об исторических достопримечательностях я не буду.


И вот почему:
Сегодня туристическая поездка в каждый новый город начинается с поиска информации о нём, начиная с Википедии и заканчивая отзывами уже побывавших там путешественников. Беда, если такой информации мало. Или она неактуальна.
Так вот официальный сайт города Венев за авторством Дениса Махеля может смело претендовать на звание лучшего туристического сайта провинциальных российских городов. По крайне мере, в номинации исторический контент;.


Мне еще не доводилось сталкиваться с сайтом города, где была бы описана история каждого дома (естественно, в историческом центре). Не только в каком году его построили, но и биография жильцов, их судьбы. И не парой строк, а, в большинстве случаев, в виде подробного описания.
Так, немного заплутав на въезде в центр, мы остановились на углу улицы Декабристов и Революционной, между домами 42 и 43. Несколько тычков в планшете и неприметные здания обретают свою историю.


Дом 42 принадлежал ранее известной купеческой семье города - Галкиным, владевшей бакалейным магазином и занимавшейся универсальной торговлей. Дом принадлежал этой купеческой фамилии до 1930 г., когда был национализирован.


Домом 43 владела другая известная купеческая семья Венева - Оводовы, которые так же вели активную торговлю. Национализировали их жилище еще раньше - в 1923 году.


Тут же на сайте дается история этих торговых династий и мы можем узнать, к примеру, Оводовы ведут свою родословную аж с XVII в., а купец Егор Иванович Галкин около 6 лет был старостой Николаевской церкви Венева (той, от которой осталась одна колокольня)
Вот так - встал на перекрестке уточнить дорогу, а вокруг тебя уже бывшие процветающие купеческие особняки.


Поэтому останавливаться на истории подробно я не буду. Есть прекрасный сайт, где вся нужная информация уже собрана и собрана профессионально. Мне остается лишь обозначить какие-то общие вещи и поделиться собственными впечатлениями и советами.


Исторический центр города - Красная площадь. Здесь стоят главные достопримечательности Венева - краеведческий музей, расположившийся в палатах конца XVII века и величественная колокольня Никольского собора, устремленная вверх всей свой громадой. Отсюда удобно начинать маршрут.


Краеведческий музей, хотя и выглядит достаточно традиционно, тем не менее, оставляет приятное впечатление.
Может показаться, что после пяти лет учебы на Истфаке МГУ и так прекрасно знаешь про мамонтов, вятичей и подобную им древность, а всё равно с интересов бродишь по небольшим залам.


Потом попадаешь в XIX в., где тоже всё должно быть известно. И все равно - взгляд останавливается на незамысловатых реконструкциях.
Зимой 1941 Венев был местом ожесточенных боев и почти две недели находился под оккупацией немецко-фашистских войск, прежде чем был освобожден Красной Армией в ходе контрнаступления под Москвой.


Школьники Венева почти полгода работали над масштабным макетом города - таким, каким он выглядел в ноябре-декабря 1941.
Над макетом - картина, на которой изображен подвиг политрука Поликарпова Ивана Сергеевича. С перебитой левой рукой он до последнего отстреливался от окруживших его гитлеровцев. Последней оставшейся у него гранатой он подорвал себя и нескольких приблизившихся к нему солдат вермахта.

Остальное пространство военного зала традиционно, но информативно.

Небольшим исключение из военной тематики зала является старая советская школьная парта. Наши бабушки и дедушки сидели именно на таких.
В краеведческом музее Венева проводятся и временные экспозиции. Мы, например, попали на выставку работ в стиле декупаж за авторством Орловой Татьяны Константиновны. Красивые самобытные предметы творчества.


Закончив с Краеведческим музеем, выходим на Красную площадь.
Она оставляет своеобразное впечатление. На сравнительно небольшом пространстве мирно уживаются уже исследованный нами музей, развалины колокольни, гипсовый бюст Ленина, несколько домов начала XX в.
Есть даже небольшой памятный камень в честь погибших в ходе «кулацкого бунта» комиссаров. На фоне современных трендов в истории объект очень своеобразный.


Над всей этой исторической эклектикой гордо возвышается колокольня Никольского собора. Самого собора нет уже более полувека - его разобрали на стройматериалы после войны. Колокольню же спасли её размеры. Демонтажем собора занималось всего два человека. Разбирали здания сверху вниз, поэтому, когда дело дошло до колокольни, перед рабочими встала необходимость подняться на самый её верх. К тому времени лестницы, ведущие к шпилю, уже сгнили или разрушились. Лезть по ним было небезопасно и колокольню оставили в покое. С тех пор она так и стоит - одинокая в полуразрушенном состоянии.


Городские власти не первый год вынашивают идею реконструкции собора. Несколько лет назад соответствующий грант был почти получен, однако в последний момент средства перевели на реконструкцию Тульского Кремля. Возможно сейчас уже после завершения работы в Туле, очередь дойдет и до Венева.


От Красной площади по улице Льва Толстого легко выйти на другую центральную площадь города - бывшую Торговую, а ныне - Ильича. Если Красную площадь окружают в основном церковные постройки, то здесь еще с екатерининских расположен административный центр города.
В центре восьмиугольника, образованного окружающими административными зданиями, предсказуемо расположился памятник Ленину.
В парке в центре площади можно прочитать о веневцах - героях Советского Союза.


Несколько в стороне от центральных площадей находится вокзал Венева, представляющий собой архитектурную ценность. Долгое время Венев был конечной станцией и своим бурным развитием в конце XIX - началу XX века во многом обязан железнодорожной инфраструктуре.
Внутри вокзала воссозданы отдельные раритетные элементы интерьера - например, скамейки.


Есть мемориальный стенд в память о железнодорожном короле России - Карле фон Мекке.
Рядом с вокзалом руководство РЖД обустроило небольшую музейную экспозицию с паровозом, бронеавтомобилем БА-11, приспособленным для передвижения по рельсам, памятником Ивану Лихачеву и другими экспонатами.
По центру Венева можно бродить достаточно долго, особенно если вы увлекаетесь историей и архитектурой уездных городов нашей Родины. Венев - классический образец небольшого купеческого городка, которому посчастливилось довольно рано по российским меркам обзавестись железнодорожным сообщением. Начало ХХ века он встретил в стадии бурного экономического взлёта.


Провинциальность Венева не делает его скучным для посещения даже бывалым путешественникам. И дело здесь, в первую очередь, в людях, которые стремятся сделать свой родной город привлекательным для туристов. В Краеведческом музее смотрители не взирали на меня подозрительным взглядом, как будто, стоит им отвернуться, и я стащу височные кольца вятичей, а совершенно бескорыстно и интересно рассказывали про каждый экспонат, вызвавший у меня особое внимание. Было видно, что эти люди действительно любят Венев и его историю.
Конечно, есть у Венева и своя «ложка дёгтя», как и у многих других малых городов России, имя которой - банальная нехватка денег. Многочисленные купеческие дома, старая колокольня, да и сами улицы отчаянно нуждаются в реставрации. Мне неизвестно как распределяются средства в бюджете Тульской области, но на месте руководства региона я бы увеличил финансирование Венева раза в два как минимум.
У Венева есть все предпосылки для того, что бы составить полноценную конкуренцию подмосковным Коломне, Сергиеву Посаду или Звенигороду. Тем более, что сам областной центр - Тула почти полностью лишилась своего исторического центра в результате строительных работ 1970-х годов. Пара часов по скоростной М4 - приемлемый вариант маршрута в выходного дня для москвича.

Но отчего-то город еще не преодолел все свои проблемы.


Если бы я был религиозным человеком, то сказал бы, что огромная разрушенная колокольня посреди города даёт определенный негативный фон на весь Венев.
Но меня заставляет задуматься иное обстоятельство. Судьбы каждого купеческого или дворянского дома Венева и их хозяев имеют один общий сюжетный поворот - национализацию имущества советской властью в 1920-30-х гг. В течение нескольких лет бывшая элита города, его наиболее пассионарная часть оказалась лишена всего, чего добилась своим трудом. Сохранить хотя бы жалкие остатки былого положения удалось единицам.
А те, кто пришел на их место… Безусловно, среди них тоже были активные люди, граждане новой страны, до сих пор сдерживаемые социальными оковами. Они по-своему проявили себя в истории города. Честь им и хвала. Но почему-то мне кажется, что большая часть новых жильцов не была готова продолжить созидательный труд своих предшественников. Чувство хозяина оказалось на проверку жизнеспособнее, чем ощущение коллективной ответственности.


Быть может ликвидация этого чувства в ХХ веке до сих пор отдается в разрушающихся особняках, по прежнему используемых в качестве многоквартирных домов?


Хочется надеяться, что это пройдет.


Как добраться
Скоростная трасса М4 обеспечивает Веневу хорошую автомобильную доступность.
Через город проходит ряд железнодорожных маршрутов (Сухум, Новороссийск, Анапа, Волгоград, Липецк).
Действует автобусное сообщение с Москвой от ст. метро Красногвардейская.
 

Читать предыдущее Чуть-чуть об Антарктиде
Читать следующее Наш путь лежит в Аргентину
07.05.2019