Дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе Часть 2

Осмотр дома Дали начинается с Медвежьей прихожей. Главным её «украшением» является внушительных размеров чучело медведя, обвешенное бусами, медалями и тростями. Среди последних можно заметить затерявшуюся немецкую аркебузу XV века. С неё в 1957 году Дали делал эскизы для будущих литографий – иллюстраций к «Дон Кихоту».


Это чучело располагалось ранее в парижской квартире Дали и переехало вместе с хозяином в Кадакес. Кроме эстетического значения, медведь служит подставкой для зонтов, светильником (лампа сделана из снасти для ловли креветок), а также держит поднос с письмами.


Позади медведя можно увидеть чучело совы и крылья бабочек в рамке. Кружки на её крыльях повторяют пристальный взгляд совы – символа мудрости.


Шкаф каталонской работы XVIII в с явным прованским влиянием увенчан бессмертниками, которые очень любила Гала – жена Дали. Справа – кресло в елизаветенском стиле с такой же обивкой, как софа, стол в стиле модерн и элегантный столик из рога с ножкой в виде трех переплетающихся бычьих рогов.


На стене висят арбалет и две репродукции картин. «Грозу» Джорджоне Дали повесил при входе в дом, считая эту картину самой загадочной во всей истории живописи: два персонажа разделены рекой, и никогда не узнать, что за странный разговор они ведут. Под репродукцией картины Джорджоне – портрет генерала армии Жозепа Маргарит-и-Биуре, маркиза д’Агилар с пышными усами. Дали коллекционировал усы, особенно усы знаменитостей. Таким своеобразным хобби Дали обязан Адольфу Менжу с его усами, над которыми Дали и Луис Бунюэль посмеивались во времена сборищ в студенческом общежитии в Мадриде.


Присутствует здесь и знаменитый диван-губы, созданный по рисунку самого Дали. Другие его варианты можно видеть и около бассейна, и в театре-музее в Фигерасе на инсталляции, посвященной Мэй Уэст, и в замке Пуболь.


На полу лежит ковер с узором под тигровую шкуру.


Слева от прихожей расположены еще две комнаты – столовая и библиотека. Дверей между ними нет, и узкие коридоры из комнаты в комнату создают, таким образом, единое пространство. Циновки на полу сделаны в Фигерасе и являются точными копиями тех, которые стелили в старинных дорожных экипажах.


Столовая вместе с прихожей составляют первую ячейку сложной структуры этого дома. Это довольно скромное помещение, в котором обычно подавали обед, «маленькая трапезная», по словам Дали. Здесь он писал свои основные работы 1930-х годов. Работал Дали при дневном свете, а ночью зажигал специальный керосиновый фонарь, который обычно использовали рыбаки во время ночного лова.


В комнате в центре внимания посетителя оказывается камин. Он был один из первых, созданных по рисунку Дали. Для того, что бы его сделать, пришлось выдолбить углубление в скале, подпиравшей дом с этой стороны. Выстроенные в ряд стулья с плетеным камышовым сиденьем с соломенными шляпами «чичонерами» отличаются друг от друга только размерами, создавая впечатление перспективы. Под влиянием Галы здесь также появляются бессмертники и экран для батареи, переделанный из старинного стенного шкафа.


Интересны стол и скамья с резной фигурной спинкой XVII века. Два канделябра из кованого железа сделаны по рисунку Дали. На стене висит фотография портрета Филиппа IV кисти Веласкеса.


Привлекает внимание огромная афиша корриды в Фигерасе. Это был особый бой, прошедший 12 августа 1961, посвященный Сальвадору Дали. В центре плаката рисунок Дали – парящий над землей бык, поднятый на вертолете. Художник хотел воплотить этот замысел в жизнь, но в назначенный день поднялся сильный ветер и затею пришлось отменить. Дали настаивал на том, что в столовой всегда должно быть изображение быка, взлетающего в небеса на вертолете, ведь обед должен воспарять вверх, к Богу. Напротив плаката – рукодельная подставка для лампы, сделанная самим художником. На ней и стоял тот самый фонарь, который обычно используют рыбаки.


В столовой много разных мелких декоративных элементов. Среди них особенно много связанных с морской тематикой, с прогулками Дали к морю и на мыс Креус. Вообще, морские животные – частый мотив в творчестве Дали: морские ежи, раковины, омары, морские звезды и др. Кроме это, к любимым декоративным элементам Дали можно отнести кукурузные початки, монах-барометр на камине, вырезанную из дерева и раскрашенную голову Св. Иоанна и огромную крестьянскую корзину для хлеба. Расположенный под потолочным окном стеллаж уставлен многочисленными бутылками с разными ликерами – Дали нравилась их форма.


Пятью ступенями выше расположена библиотека. Деревянный книжный стеллаж проходит через всю стену помещения над камином. У противоположной стены стоит деревянная скамья XVIII века со спинкой. Собранные художником книги самой разнообразной тематики – искусство, архитектура, литература, философия, физика, медицина, математика, естественные науки – находятся сейчас в Центре изучения творчества Дали в Фигерасе. На стене в этой комнате висят две репродукции его собственных картин: «Кадакес» и «Порт-Альгер» - кубистическая интерпретация любимых пейзажей Дали.


В свое время Дали любил наблюдать за тремя лебедями, которые плавали в заливе Порт-Льигат. Он надевал им на голову специальные колпачки с зажженными свечками, и птиц было видно в темноте до тех пор, пока они не опускали головы в воду. В конце концов, Дали заказал их чучела и установил их в библиотеке.


В этой же комнате стоят два кресла, сидя в которых Дали и Гала читали, разговаривали или любовались пейзажем. Среди прочих декоративных элементов стоит выделить: чучело орла на старинном шкафе из дома священника, резную деревянную руку воина с флагами, барочную деревянную скульптуру кающейся Магдалины, репродукцию детали картины Рафаэля «Снятие с креста». Все это в сочетании с засушенными бессмертниками и широким окном, открывающем великолепный вид на залив Порт-Льигат, создает неповторимый колорит.


Направляясь к террасе можно увидеть позолоченный барочный мольберт, ранее стоявший в парижской комнате Дали. На нем – снимки лебедей, плавающих в заливе, фото художника в летней столовой и фотография коллажа, на котором мы видим Дали с конем. Рядом с мольбертом лампа на позолоченной ножке – авторский экземпляр самого Дали. На стене – фотография Галы работы Хёрста. Этот снимок был опубликован в журнале Vogue в качестве иллюстрации к статье о её влиянии на творчество Дали.


Сама терраса тщательно выделена известью. По ночам, особенно при луне, это создает эффект, усиливающий освещение. Дали придавал этому большое значение и каждый год белил весь дом. Для внутренней побелки использовался его собственный рецепт. В растворе для негашеной извести он вымачивал агаву, тем самым добиваясь особого голубоватого оттенка.С террасы открывается прекрасный вид на залив, а через широкое окно слева любоваться им можно даже зимой, когда обычно со стороны моря дует пронизывающий ветер.


Что бы попасть в святую святых Дали – его мастерскую, необходимо вернуться в прихожую и пройти в буфетную. Здесь стоит кухонный шкаф с фотографиями некоторых известных деятелей из круга сюрреалистов, а также людей, который были особо важны для Дали: Андре Бретон, Рейд, Поль Элюар и другие.


Рядом со шкафом – белый буфет, где хранились посуда и столовые приборы. Раньше в этой комнате были еще маленький холодильник и телевизор, который Дали смотреть не любил.


За буфетом расположено преддверие мастерской. Пространство за ним представляет собой несколько комнат, соединенных лестницами, узкими проходами и маленькими коридорами. Небольшое пространство выглядит для посетителя как целый лабиринт.


В вестибюле мастерской сразу привлекает внимание японский зонт. Комнату украшают увеличенные репродукции изображений скелетов морских ежей. Дали называл морского ежа, обладающего формой двенадцатигранника, не только совершенным животным, но даже небесным образом. Кроме того, здесь висят две огромные репродукции «Вечерней молитвы» Милле.


Слева обратите внимание на фотографию семьи Дали: отец – нотариус, мать – Фелипа Доменек, сестра Анна Мария и маленький Дали. Комната забита самыми разнообразными вещами: лампа-бабочка, зеркало с бюстом в стиле модерн, маски. Чуть выше помещены чучело лебедя, сувенирный бык и череп на современном столике с хромированными ножками. На самом верху – разные настенные ковры, макет большой скульптуры, выстроенные в ряд электрические свечи, имитирующие пламя.


Мастерская располагается справа от вестибюля. Она была обустроена Дали после возвращения из США – в течение 1949-50-х годов.
При входе наше внимание привлекает вертикаль двери, решенная в форме усеченного равнобедренного треугольника. Эта дверь была сделана по его рисунку, о чем говорят сохранившиеся различные ее эскизы. Слева – нагромождение абсолютно разнородных предметов, так или иначе связанных с мировоззрением Дали: макет строения атома водорода, увенчанный зоотропом, воспроизведенная в гипсе античная скульптура в фехтовальной маске, красном плаще, шапке Дэвида Крокетта и с овальным мячом у ног. В нише камина стоит защитная упаковка из пенопласта от радиоприемника. Её использовали при работе над макетом беседки у бассейна. На стене висит зеркало фламандской работы.
Под окном – провансальская скамья, на которой художник проводил долгие часы, созерцая процесс эволюции своего творчества. В этой мастерской им были созданы такие известные работы как «Тайная вечеря» (1955), Мадонна Порт-Льигата» (1950), «Битва при Тетуане» (1962), Апофеоз доллара» (1966) и многие другие.


Для масштабных работ Дали решил установить в мастерской особый механизм – механическую раму, которая могла свободно подниматься и опускаться на необходимую для Дали высоту простым нажатием кнопки. На раму крепилась картина и Дали, сидя в кресле, мог свободно рисовать как верх полотна, так и низ.


Так же Дали отказался от хранения картин в огромных коробках ввиду их громоздкости и неудобности. Он придумал другой способ – постепенно открепляемый от подрамника холст он наматывал на легкий фанерный цилиндр такого диаметра, что живопись на этой части холста не повреждалась, а сам холст не собирался складками. Эта методика позволяла работать очень тщательно, по фрагментам, при этом не требовалось полностью открывать все полотно.


На традиционном мольберте находится деревянная доска с эскизом ангела, рядом кресла и стулья, сидя на которых художник рисовал, а также его палитра и трость-подлокотник.


Множество баночек с краской, бутылочек с олифой, камедью, растворителями и сиккативами, палитры, кисти и другие инструменты живописца вместе с книгами и рукописными листами, на которых он делал эскизы и записывал разные замечания – все это образует особую атмосферу творческого поиска, характерного для Сальвадора Дали.


Пройдя вверх по лестнице мы попадаем в желтую комнату. Она получила свое название по цвету обивки диванов и кресел. Это просторное помещение с окнами, выходящими на море. Сначала, Дали использовал его как мастерскую, но затем предпочел работать в помещении с большим пространством.


У входа с левой стороны расположена рельефно выступающая из стены белая задрапированная фигура.


Стол, стоящий в центре зала, сделан по рисунку Дали. На столе – драгоценная лампа-часы в форме улитки, выполненная фирмой Тиффани. Ее раковина ассоциировалась у Дали с черепом Фрейда.


Особого внимания заслуживает зеркало в черной раме, помещенное под таким углом, чтобы Дали из постели мог увидеть лучи восходящего солнца. Именно это зеркало изображено на стереоскопической картине «Дали со спины, пишущий со спины Гала, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными шестью реальными зеркалами» (1972-1973). Зеркало подчеркивает красоту пейзажа и придает ему почти магическую неизменность.


Зеркало дополняет композицияс зерном пшеницы, наталкивающая на мысли о прорастании зерна и зарождении дня. Напротив зеркала висят две репродукции: «Автопортрет» художника, написанный в семнадцатилетнем возрасте, и рисунок 1952 – эскиз к «Галатее».


И в этой комнате можно увидеть большое количество бессмертников, как и во всем доме. Гала всячески поддерживала изобретенную ею традицию. И это придает дому особую атмосферу и аромат.


Семью ступенями выше желтой комнаты расположена комната с птицами – здесь всегда стояла клетка с канарейками. Рядом с клеткой – ширма с тремя птицами, написанными Дали.


Слева – книги и стеклянные вазочки с камешками с пляжа Са-Конфитера. В одной из них лежали вперемешку драже и кусочки кремния. Известно, что Дали иногда развлекал своих гостей, бросая на пол эти камешки так, что чувствовался запах жженого пороха, а затем угощал драже – эти сладости он очень любил.


Слева по направлению к спальне мы видим амфору – подарок рыбаков Кадакеса. Тут же у лестницы светильник из кованого железа с абажуром из рыболовной снасти и желтого шелка и разные вещицы из папье-маше, интересные минералы и копилка.


Еще семь ступенек вверх – и мы оказываемся в спальне. В центре комнаты – две кровати с изголовьями из расписанного железа и бронзы и красно-голубыми покрывалами под балдахином из той же ткани. Венчает это сооружение имперский орел с кольцом в клюве. На кровати, стоящей справа, спала Гала, на левой Дали. Занавески, в тон покрывалам, сделаны из голубой ткани с красной каймой. На тумбочке – книги, на полке справа – старая фотография Порт-Льигата с рыбацкими лачугами. В левом углу – лампа с цветочными мотивами в стиле модерн.


Потрясает своей оригинальностью огромный причудилвый камин, выполненный по эскизу Дали. Выбеленное, как и стены, пространство очага окантовано кирпичной кладкой, образующей громадный круг. Эту идею подсказало полотно «Искушение святого Антония» художника Яна Госсарта (1472-1533), более известного под именем ван Мабюзе, принесшего во Фландрию эстетику итальянского Возрождения. Из камина вырастают каменные диваны на цоколе, украшенные по вкусу Галы многочисленными шелковыми подушечками, подобранными по цвету. Там же два чучела ягненка, коллекция тростей, которую собрал Дали, и предметы, сделанные самим художником из фольги – в этой технике он часто работал, создавая модели. Справа от всего этого нагромождения обращает на себя внимание таган с прекрасным медным самоваром – напоминание о России.


Показательно, что это единственная спальня в доме и нет ни одной гостевой. Все потому, что дом планировался исключительно для Дали и Галы и не был предназначен для чужих.


Ванные комнаты Дали и Гала достаточно скромные. Бросается в глаза обилие флаконов с духами в уборной Гала.


Внизу расположены еще две комнаты: комната со шкафами и овальная комната. В первой расположены шкафы со стеклянными дверцами. Гала проводила здесь много времени, размещая фотографии и обложки журналов, имевший для супругов особое значение. Здесь можно увидеть снимки Дали и Гала с выдающимися деятелями искусства, культуры, науки и разными политиками. На двери в овальную комнату – фотография Дали с отцом. Из журнальных обложек стоит отдельно выделить обложку Time за 1936 год. Для Дали эта публикация была очень важна – он впервые появился на обложке американского журнала, что способствовало упрочнению его славы.


Овальная комната была фактически личной комнатой Галы, в которой она читала и принимала гостей. Комната выстроена в форме панциря морского ежа. Из мебели – сплошная скамья с мягким сиденьем по периметру всей комнаты. Гала украсила комнату множеством совершенно разнородных предметов, разместив их на скамье-диване и в нишах: русская финифть, осколки камней со скал мыса Креус, плюшевые игрушки.
В центре комнаты – камин, сделанный по эскизу дали. С обеих сторон очаг обрамляют ниши со стрельчатыми арками. В первой, справа, - фотография маленькой Гала с братьями, во второй – стеклянный бюст Нерона с лампочкой внутри, объекты из фольги – работа Дали – и снимок испанских короля и королевы с Гала и Дали. Слева – две русские иконы и декоративные яйца разных размеров.


Самая удивительная особенность этого помещения – впечатляющий эффект ревербации, создающийся в центре под самым куполом сферического потолка. Малейший звук моментально отражается и слышится по всей комнате.



Читать предыдущее Дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе Часть 1
Читать следующее Дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе Часть 3
07.05.2019