От чего портятся кайты. Реальность против мифов и заблуждений.

Как сказал я сам когда-то давно - мифы правят миром, а люди любят их поддерживать всякими абсолютно непроверенными высказываниями, вычитанными из интернета. И я сейчас говорю совершенно не о политике.


Так о чем это я? Правильно - об износоустойчивости кайтов. И о том, почему кайты портятся. Попробую создать еще один миф про то, что я что-то в этом понимаю...


Иногда я буду капитаном «очевидность» но практика показывает, что самые очевидные вещи - есть самые трудно-воспринимаемые мозгом.
Я уже писал про проблемы новичков в кайтинге, здесь будут раскрыты более практические аспекты кайтинга...

Итак, читаем и думаем.

 

Кайты портятся от времени

Просто лежа в запакованными в мешке они портятся. На это накладываются множеств факторов, но самое важное, что материалы из которых изготовленны кайты имеют свойство стареть. Что бы ни кричали эксперты с разных форумов - это просто факт. Правильно хранить материал из которого сделан кайт несколько лет не возможно. Я, как производитель надувных лодок могу сказать, что даже самый дорогой толстый лодочный ПВХ имеет документированные свойства при эксплуатации 5 лет, а без эксплуатации, в сложенном виде - 4 года!!!
Кайтеры это не всегда могут прочувствовать, потому что от свойств материалов напрямую не зависит их жизнь. Но к примеру в парапланеризме есть четкое правило - не использовать параплан, которому больше 5-ти лет. Там жизнь ваша зависит.
Новые кайты портятся от того, что они просто долго лежат.


Немного теории и технологий производства материалов и кайтов...

 

Новый материал пропитывается специальной пропиткой, а затем каждая партия тестируется на разрыв, на износоустойчивость, на воздухопроницаемость и растяжение по разным осям. После этого шьется кайт. И если вы думаете, что каждый кайт при производстве надувается и тестируется - то вы глубоко ошибаетесь. Внутренние надувные баллоны расправляете именно вы, в процессе первого накачивания.
А теперь представьте себе, что кайт сделанный из материала с пропиткой лежит свернутым несколько лет. Любые химические пропитки - это жидкости, застывшие в пленку, но эта пленка имеет свойство слипаться друг с другом со временем. И это время - довольно непродолжительное. Для справки - даже два куска метала свариваются за несколько лет плотного соприкосновения.


Слипшаяся же пленка, отрывается от одной стороны пропитанного материала кайта, но совершенно не добавляет прочности другой. Про баллоны поговорим отдельно позже.


Итак, у вас получается с виду совершенно новый кайт, который после нескольких ударов об воду просто лопается. А если не бить об вводу, но намочить и просушить - то при втором третьем использовании может разойтись силовая оболочка центрального баллона. И вы не понимаете как такое может быть - ткань не выглядит изношенной совершенно. И чаще всего на этом попадаются новички, взявшие кайт затестить и случайно его уронившие. Конечно же хозяин скажет, что виноват удар об воду. Но почему тогда процент порвавшихся от ударов об воду новых кайтов в разы меньше? Спросите у знакомых кайт-мастеров, сколько новых кайтов они чинили...


А еще складки от долгого лежания. Они тоже очень уменьшают прочность материала...

 

Кайты портятся от солнца


Ткань выгорает гораздо быстрее, если кайт используется в жарких солнечных странах. И не только потому, что на нем чаще катаются. Кайт используемый, к примеру в Египте или Тайланде выйдет из строя ровно в 2 раза быстрее, чем в средней полосе России. Измерения проводятся в часах, а не в днях. Ссылок на официальные тесты нет, есть личные наблюдения за личными кайтами и опыт ремонтов в разных странах.
Кайты портятся от солнца


При чем, не верьте, что можно восстановить свойства ткани пропиткой. Самое важное для вас свойство - прочность материала. И его никакой пропиткой не восстановишь. Также точно, как и аэродинамическую форму. Восстановить можно только жесткость материала и его газоопорные свойства. Но их вы ощущаете меньше всего, когда кайт уже вытянут.


Ведь кайт - это крыло и его форма очень важна. Но изменение этой формы на глаз заметить практически не возможно. Для техже, кто все-таки хочет понять правильная форма обтекания или нет и как рабоотает кайт - обратите внимание на заполаскивание задней кромки на большой скорости. В режим заполаскивания кайт должен входить только в пограничном режиме работы крыла. Для любителей поумничать - отсутствие заполаскивания не говорит ни о чем. Крыло может не полоскать только потому, что очень сильно зажато. В при таких настройках вы тоже получаете совершенно не те летные свойства, которые заявленыы у производителя.


Кайты портятся от соленой воды


Высушенная морская вода - это 100% гарантия наличия соляных кристалов. Если вы набрали воды в баллон, да и просто накачиваете кайт возле моря, то в надувастиках обязательно скапливаются кристаллы соли. Тут уже больше портится внутренний баллон. Он просто первращается в сплошное травящее решето. И исправить это можно только заменой внутреннего баллона.


Кайты портятся от соли


Иногда, при ремонте кайта вытаскиваешь ложку кристалов соли. Посмотрите на нее в микорскоп - это же лезвия в чистом виде. Она не обкатывается водой, в отличие оот камней и песка, а всегда кристализуется с острыми гранями.
Так же точно от соли портится и силовая часть главного баллона. Объяснять не буду - и так все понятно.


Кайты портятся от влажности и неправильного хранения


Материал кайтов, хоть и на 100% синтетика, а все-равно плесневеет. Поэтому всегда просушивайте кайты. Одно пятно плесени и его уже не выведешь. Оно обязатльно сделает гадость.
И наконец...


Кайты портятся от ударов об воду


Тут споров нет. Кайт готовый порваться, порвется именно от удара об воду. Ну просто готов он уже к тому, чтобы порваться и все тут.
Кайты портятся от чьей-то глупости


Ну и конечно же не думайте, что один производитель - это всегда крепкие, долговечные кайты. А другой - нет. Чудес не бывает и прочные кайты - обычно из более плотных материалов, а соответственно они тяжелее и ветер для них нужен сильнее. А прочность у одного производителя очень сильно отличается от модели к модели, а одна и та же модель разных годов может тоже существенно отличаться. Это как современные автомобили.
Про стропы и их износоустойчивость стоит поговорить отдельно. А также про металлические элементы, один из которых у меня сломался при отстреле кайта. Итог - кайт на дереве...


Маленький вывод.


При любых раскладах, время не идет кайту на руку, но есть вариант сохранить кайт на долго - это хранить его правильно. Ну так, чтобы избежать всего того, что выше описано.


А если вы катаетесь весь сезон на жарком кайт-споте, то вашему кайту просто не повезло и он умрет полюбому.
Но обычно те кто так живут не парятся долговечностью кайтов. Париться - стихия интернет-кайтеров.


Мне кажется, что при выборе кайтов б.у. больше всего повезло маленьким девочкам. Они могут купить за очень дешево или получить бесплатно маленькиее размеры кайтов в очень хорошем состоянии, которые мужики покупали себе по неопытности с мыслью: «Ну если мне не подойдет, то будет моей девушке.» Ага, щас, так она и встала на кайт... И ветров такой силы этот кайт так никогда и не застал. Доставали его всего неколько раз, для пробы и для того чтобы показать друзьям, что такое 6-7-8 меров и как он резво слушается хозяина.
И однажды таки находится девочка, которая получит этот кайт.

Всем хорошего кайтинга...


Сейчас мы живем в Акьяке, возле замечательного кайтспота в заливе Гокова! Всех приглашаем к нам на кайт-спот Гекова в Акьяку (Турция). У нас есть даже недорогое качественно жилье в пешей доступности от спота.
 

Читать предыдущее Удивительный уголок планеты: Водопад Анхель
Читать следующее Городок в самом сердце чешских гор Кроконош - Шпиндлеров Млин
07.05.2019